С метафорой по жизни, или о нашей способности думать символами.

Один из способов проявления, который делает человека уникальным, это способность думать символами.

Почему фигуры речи, сравнения и притчи имеют такую власть над нами, а наш мозг имеет слабую способность к различению метафорического и буквального?

Сила метафоры  в том, что  она объясняет сложные вещи через понятные образы и очень хорошо запоминается.

Мы пользуемся метафорами часто. Практически постоянно.   То есть, метафоры приходят к нам не только в моменты озарений, а являются чуть ли не основой нашего языка.

Джордж Лакофф в своей книге “Метафоры, которыми мы живем” говорит о том, что метафора — это не просто “инструмент поэтического воображения и риторических излишеств”, а один из основных приемов нашего мышления. Через метафору мы познаем мир. Метафорическое мышление он ставит в один ряд с 5 основными чувствами (осязание, зрение и др.).

Связь метафоры и мышления

Есть окружающий нас реальный мир. В нем очень много информации и постоянное движение, изменения. Большое количество ресурсов нашего мозга требуется, чтобы осознавать и понимать, что вокруг нас происходит . И поэтому, облегчая себе работу, он не пробует разобраться в каждой ситуации “с нуля”, а опирается на то, что ему уже известно. Часто известным является знание из какой-то другой области. И тут появляется метафора — она связывает знания из одной области со знаниями из другой области и за счет этого мозг обрабатывает новую информацию.

Самый важный момент здесь —это процесс связки.

Представьте, что у вас есть друг и вас попросили описать его характер. Вы знаете что он решительный, твердый человек, которого не пугают проблемы и сложности. Он добивается своих целей несмотря ни на что. Связка — это момент, когда вы понимаете что несгибаемость человека похожа на несгибаемость железа. Так появляется метафора “железный характер”.

Метафоры штука универсальная — неважно к чему вы хотите ее применить. Можно описать человека, процесс или понятие.

Важно учитывать одну вещь: не все метафоры понимаются слушателями без объяснений. Есть два типа метафор:

Распространенные метафоры

Новые метафоры

Распространенные — используются в речи настолько широко, что становятся  ”мертвыми”. Их так много используют, что перестают замечать (ножка стула, ветка метро и тд). Такие метафоры являются кирпичиками языка.

Новые это те, о которых другие люди могут не знать и не понимать. Они ничуть не хуже распространенных, но их надо сначала объяснить.

Так, метафора “Время — деньги” будет скорее всего понятна всем, это устоявшееся выражение. Из нее мы поймем, что время — это ценный ресурс и им дорожат.

Метафора “Время — свеча”, без объяснений скорее всего останется непонятой. Здесь идея о том, что если проводить время с огоньком, то оно тает быстрее.

Метафорическое мышление также можно использовать для решения проблем: используйте их для генерирования идей. Сам процесс создания метафор запускает в мозгу обширную цепь ассоциаций и не позволяет привязываться к одному слову или словосочетанию.

Обычный формат метафоры — «А это Б» («время — деньги»). Также они могут быть косвенными и подразумеваемыми: «Это полусырая идея». Часто, кстати, их путают со сравнениями. Сравнения используют слово «как»: «время — это как деньги», «идея — это как  полусырая пища». Иногда сравнения звучат сильнее, чем метафоры, хотя суть выражения остается точно такой же.

 

Интересный прием для решения своей проблемы (с использованием метафорического мышления):

 

  1. Определите метафору для вашей проблемы

Нет понятия правильной метафоры, выбирайте любой аспект жизни и придумайте что-либо. Чем более далеки ваша проблема и область метафоры, тем лучше. Если проблема включает в себя повышение чего-то, то и метафора должна иметь связь с повышением, иначе вам будет сложно визуализировать.

(Повысить продажи = Нарастить мускулы);

  1. Генерируйте решения для метафорической проблемы

Тут нам поможет мозговой штурм:

(что поможет нарастить мускулы? 1…,2…,3…);

  1. Свяжите решения вашей проблемы с решениями метафорической проблемы

(каким образом 1…,2…,3… = повысить продажи);

  1. Выберите лучшие решения

 

Метафора развивает мышление: отыскивая аналогии, создавая неожиданные образы в разговорной речи, тренируя новые техники восприятия информации через ассоциативные образы. Таким образом мы делаем свой интеллект более гибким. Мысли и так быстрее света, а если придать им осмысленное ускорение… Практикуйтесь в создании метафор, это не так сложно, как кажется. Сначала можете записывать их на листе бумаги, а через некоторое время они будут приходить к вам автоматически.

Удачи в этом интересном деле!